alexlevitsky (alexlevitsky) wrote,
alexlevitsky
alexlevitsky

Маразлиевская, 14а. Доходный дом М. О. Менделевича

Улица Маразлиевская — один из архитектурных заповедников центра Одессы. Разнообразие стилей здесь бьёт через край, а фантазия архитекторов создаёт настоящую феерию в камне. Большой доходный дом М. О. Менделевича не является исключением и воочию демонстрирует творческий гений его создателя.

Тип здания: особняк, доходный дом
Стиль: модерн, неоренессанс, «египетский стиль»
Архитектор: М. И. Линецкий
Дата строительства: 1905
Статус: памятник истории и архитектуры местного значения

Общий вид фасада
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы

Величественный двухэтажный дом, находящийся ныне под номером 14а, является, пожалуй, самым нарядным и представительным среди творений талантливого архитектора М. И. Линецкого, чьё творчество ярко и самобытно дополнило список домов эпохи модерна. К тому же Линецкий, наряду, например, с другим выдающимся зодчим тех времён, Л. М. Черниговым, смело синтезировал такие стили как модерн (преимущественно декоративный или орнаментальный) и египетский (общая стилизация), сформировав действительно выразительный и узнаваемый почерк. С точки зрения стиля, дом на Маразлиевской 14а, исключением не является, хотя среди прочих зданий мастера выделяется он в немалой степени.



Если обратиться к архивным источникам и публикациям тех лет, в справочнике «Вся Одесса» за 1903-й год это место отмечено как "пустопорожнее", а в справочнике 1910-го года, участок под номером 14 (современные дома 14а и 14б), уже принадлежит М. О. Менделевичу. Согласно справочнику 1914-го года Менделевич уже не владеет участком, разделенным к тому времени на две части и перешедшим к двум разным собственникам. В том же справочнике, бывший дом Менделевича принадлежит Винокурову, а на участке 14б, годом ранее, вырастает большой доходный дом Ж. Наума. Однако решающую роль в определении исторической принадлежности, играет только имя первого владельца дома, непосредственного застройщика участка. Поэтому в перечне памятников архитектуры местного значения, здание числится как доходный дом Н. А. Менделевича. Хорошо известна и дата строительства — 1905 год.

После ряда зданий, выдержанных в более или менее «академичном» модерне, архитектор снова обращается к эклектике и стилизаторству, не отказываясь однако и от стилистической моды. Известен ряд ранних домов Линецкого, выстроенных в эклектическом стиле. Следовательно, опыт работы в этом направлении у него уже имелся к моменту возведения дома Менделевича. С точки зрения стиля, здание объединяет в себе ренессанс, модерн и египетские стилизации. Однако явное смешение стилей наблюдается только на лицевом фасаде. Фасад со стороны двора и оформление интерьеров значительно сильнее приближены к чистому модерну. Возвращаясь к главному фасаду, стоит отметить, что отпечаток египетского стиля здесь виден отчетливо, причём не только в орнаменте но и в некоторых скульптурных сюжетах. В целом же, в Российской Империи, мотивы египетской архитектуры применялись редко, однако немалое количество такого рода зданий были достаточно удачными. Здания, выполненные в египетских реминисценциях, характеризуются широким выразительным объёмом центральной части, который, как правило, доминирует по высоте, а также применением трапециевидных форм. Лепные элементы и руст имеют прямые чёткие линии, декор и скульптурное оформление вырезается из монолитного камня и имеет рубленные грани, которые, однако, выражены не явственно. Последний всплеск интереса к египетскому стилю возник в эпоху модерна и развивался параллельно с ним, иногда с ним же и смешиваясь. Определённых канонов этого стиля не существовало и конечный результат строений всегда зависел лишь от виденья архитектора. Если же говорить об Одессе, то именно в работах Линецкого он проявился наиболее ярко. В случае с описываемым домом, архитектор сумел органично соединить многотысячелетнюю египетскую и пятисотлетнюю ренессансную монументальность. Ко всему прочему, в мужских маскаронах и химерах прослеживаются холодные скандинавские нотки.

Дом состоит из главного флигеля и двух боковых, план здания практически симметричен и представляет собой букву "П". Велика вероятность, что главный (лицевой) флигель строился как особняк, на втором этаже которого располагалась только одна квартира для владельца. Подобное планировочное решение наблюдается в особняке другого Менделевича (иннициалы — Е. Я.) на Маразлиевской, 28. Помещения первого этажа могли представлять собой самые роскошные в доме доходные квартиры, жильё подешевле располагалось в трехэтажных дворовых флигелях.

Главный фасад имеет по ширине девять оконных осей, семь из которых занимает широкий, слегка выступающий ризалит. Первый этаж двухэтажного дома отделан рустом, имитирующим кладку из песчаника и известняка (материалов традиционных для Египта).

Отделка рустом главного фасада на первом этаже
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы

Фрагмент отделки стен первого этажа
Архитектура Одессы

Секции ограждений балконов и окон полуподвала разнятся в масштабе, однако выдержанны в одном композиционном ключе и представляют собой прекрасный образец декоративного модерна.

Ограждение балкона
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы

Ограждение окна полуподвала
Архитектура Одессы

Ось проездной арки не отмечена традиционным ризалитом, однако для придания ей торжественности, в сводчатой нише над ней помещена большая скульптурная композиция. Она симметрична, состоит из совмещенных щита и мужского маскарона над ним и двух сфинксов по сторонам. Такой порядок расстановки элементов вызывает ассоциации с воплощенной в скульптуре геральдикой.

Арка проезда, общий вид
Архитектура Одессы


Скульптурная композиция над аркой проезда
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы


Фрагменты фасада
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы


Второй этаж занимает торжественный ритм больших окон с крупными сандриками.
Окно центральной оси немного шире остальных и обрамлено с двух сторон пышными модерновыми медальонами.

Архитектура Одессы
Медальон

Сандрик покоится на двух колоннах (сандрики остальных окон поддерживаются кронштейнами), а люкарны украшены гротескными львиными головами в египетском стиле.

Архитектура Одессы
Изображение львиной головы, украшающей люкарну центрального окна

На остальных окнах львиные головы заменены изображениями свернувшихся змей.

Архитектура Одессы
Изображение змеи

Архитектура Одессы
Маскарон над окном второго этажа

Архитектура Одессы
Общий вид композиции оформления окна второго этажа

Архитектура Одессы
Небольшие барельефы между окнами второго этажа

Архитектура Одессы
В мотиве барельефов использованы два симметрично расположенных сфинкса, что перекликается с композицией скульптурной группы над аркой

Самый сильный отпечаток модерна как на первом этаже, так и на втором несёт на себе обрамление оконных проёмов двух крайних оконных осей.

Окна крайних осей
Архитектура Одессы
Окно первого этажа

Архитектура Одессы
Окно второго этажа

Над каждым из окон ризалита, расположены небольшие, строенные окна антресолей, ритм которых дополнительно выделяет центральную часть здания.

Архитектура Одессы
Декоративное заполнение пространства между окнами антресолей

Завершает композиционную целостность фасада массивный, окруженный балюстрадой балкон на втором этаже, занимающий по ширине три оконных оси и расположенный в центре, непосредственно над проездной аркой. Каменные балясины балюстрады декорированы просто, но очень пластично и выдержанны в ключе чистого модерна.

Балкон второго этажа
Архитектура Одессы
Общий вид

Архитектура Одессы
Фрагмент балюстрады

Архитектура Одессы
Кронштейны


Карниз
Архитектура Одессы

К сожалению документальных свидетельств о том какими были ворота дома, найти не удалось, однако сохранившаяся фрамуга сдержанной геометрической композиции говорит о их вероятной строгости в целом. Впоследствии, из-за своей ветхости, створки ворот были демонтированы и их место заняли простые монолитные.

Архитектура Одессы
Фрамуга ворот

Внутренне пространство арки состоит их двух объёмов.

Арки проезда
Архитектура Одессы
Общий вид

Архитектура Одессы
Общий вид

Примыкающий непосредственно к улице объём является соответственно парадным. Он богато декорирован и имеет выложенный мелким изразцом пол (почти полностью сохранился, а при последней реставрации очищен от фрагментов асфальтового покрытия советских времён).

Изразцовое покрытие пола арки
Архитектура Одессы
Общая композиция узора

Архитектура Одессы

Архитектура Одессы
Фрагмент

Напротив ворот расположено окно, предназначавшееся для наблюдения за входящими во двор или в дом людьми.

Окно в арке
Архитектура Одессы
Общий вид

Архитектура Одессы
Замковый камень

Вход в подъезд располагается слева, на небольшом расстоянии от ворот — ровно столько сколько необходимо, чтобы открытая створка не загораживала дверь. Декоративное оформление сконцентрировано на окне и плоскостях стен на его уровне. Из интересных элементов стоит выделить замковый камень окна, копирующий медальоны на фасаде и сдвоенные полуколонны небольшой высоты, позаимствованные из той же древнеегипетской архитектуры, где колонны подобной формы символизировали связки тростника. С той конечно разницей, что масштабы описываемых полуколонн здесь доведены до сильнейшей миниатюризации по сравнению с прообразом.

Архитектура Одессы
Декоративные колонны

Фрагменты декоративного оформления арки
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы


Общий вид арки из окна
Архитектура Одессы

На сводах декор сводится к простым растительным орнаментам. Существует вероятность, что их большие, свободные от декоративного оформления плоскости могли быть изначально расписаны.

Своды арки
Архитектура Одессы
Общий вид

Архитектура Одессы
Орнаментальное оформление

Архитектура Одессы
Орнаментальное оформление

Архитектура Одессы
Своды до реставрации (фото неизвестного автора)

Архитектура Одессы
Своды до реставрации (фото неизвестного автора)

Второй объём арки ведет во двор, декоративная отделка почти отсутствует. Здесь расположены двери полуподвальных помещений.

Арка, ведущая во двор
Архитектура Одессы
Вид со стороны улицы

Архитектура Одессы
Вид со стороны двора

Архитектура Одессы
Дверь в полуподвал, чья аутентичность сомнительна, однако выполнена она в гармоничном с оформлением дома стиле

Дверь, ведущая в подъезд является точной копией оригинальной, дошедшей ко временам последней реставрации в совершенно катастрофическом состоянии. Так как реставрация или изготовление такой двери было бы затратным, вместо реставрации организаторы ремонта предпочли просто заменить дверь на простейший образец, в результате чего здание потеряло очередной аутентичный элемент. И всё-же, с композиционной точки зрения ее можно отнести к лучшим образцам столярного убранства домов эпохи модерна.

Дверь подъезда
Архитектура Одессы
Общий вид

Архитектура Одессы
Верхняя часть створки

Архитектура Одессы
Нижняя часть створки

Помещения подъезда расположены в следующем порядке: лестничный шлюз, площадка первого этажа (здесь расположено окно для наблюдения за воротами), лестничная клетка. В зависимости от пространства, оформление меняется.

Шлюз
Архитектура Одессы
Общий вид с площадки первого этажа

Архитектура Одессы
Декоративная ниша

Архитектура Одессы
Замковый камень ниши

Архитектура Одессы
Общий вид отделки одной из стен

Архитектура Одессы
Оформление пилястры, орнамент и «друид»

Архитектура Одессы
Фрагмент орнамента пилястры

Архитектура Одессы
Ложная балюстрада

Архитектура Одессы
Ложная балюстрада

Архитектура Одессы
Деталь

Архитектура Одессы
Деталь

Под световым окном шлюза устроена высокая декоративная ниша, плоскость стен обработана очень рельефно с использованием пилястр и ложных балюстрад между ними. В плоскость каждой пилястры вписан маскарон «друид», венчающий простой вертикальный растительный орнамент. Своды логически продолжают композиционный ритм декоративного оформления стен, но в более геометрическом, сухом ключе.

Своды шлюза
Архитектура Одессы
Общий вид

Филёнки под сводом шлюза были первоначально расписаны, живопись представляла собой живописные пейзажи, и ещё к середине 2000-х годов находилась в хорошем состоянии, но была уничтожена во второй половине 2000-х годов или позднее (возможно, во время последнего ремонта).

Архитектура Одессы
Утраченные живописные панно (по состоянию на 2008 год)

Площадка первого этажа, резко контрастирует с шлюзом, потолки упрощены и выглядят схематичнее, из скульптуры здесь расположены только спаренные кронштейны, условно поддерживающие балку. Кронштейны декорированы в растительном ключе (аналогичные или похожие можно встретить и в других зданиях Линецкого).

Кронштейны
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы

Последняя из оригинальных дверей первого этажа демонтирована (предположительно в 2011 году) в ходе реставрации и заменена новой, с декоративными металлическими пластинами, чей стиль можно назвать свободным смешением сецессиона и югендстиля, однако она не вписывается в стилистику интерьеров.

Двери
Архитектура Одессы
Утраченная дверь

Архитектура Одессы
Дверь-новодел

Площадка первого этажа ведёт в роскошный вестибюль — лестничную клетку. В отличие от шлюза, вестибюль расположен по центральной оси дома и является настоящей кульминацией архитектурной мысли. Роскошная деревянная лестница, с модерновыми перилами простого геометрического рисунка и узорными вставками, вела некогда в квартиру хозяев дома.

Лестница
Архитектура Одессы
Входной пролёт

Архитектура Одессы
Узорная вставка

Архитектура Одессы
Узорная вставка

Архитектура Одессы Вид лестницы и входа в вестибюль

Перила
Архитектура Одессы
Пролётный вариант

Архитектура Одессы
Горизонтальный вариант


Архитектура Одессы
Отделка стен вестибюля на первом этаже в местах, свободных от деревянных панелей

На межпролётной площадке расположен небольшой, остеклённый объём, выходящий во двор в виде выступа-эркера на кронштейнах. Оконные проёмы свободных пластических форм сохранили оригинальные переплёты в духе декоративного модерна. В центре этой небольшой «комнатки» расположен барельеф с ещё одним «друидом», некогда бывший частью декоративного фонтана, чаша которого до нынешних времен не сохранилась. Балку проёма, ведущего в помещение эркера, поддерживают с двух сторон по три полуколонны, со сложными по конфигурации капителями, выполненными на стыке модерна и египетского стиля.

Интерьер эркера
Архитектура Одессы
Общий вид

Архитектура Одессы
Общий вид

Архитектура Одессы
Остатки декоративного фонтана

Архитектура Одессы
Окна

Архитектура Одессы
Элемент оформления окна

Архитектура Одессы
Капители полуколонн

Архитектура Одессы
Капители полуколонн

Архитектура Одессы

Архитектура Одессы
Вид из эркера на вестибюль

Вестибюль в процессе реставрации
Архитектура Одессы
Общий вид до реставрации

Архитектура Одессы
Общий вид с площадки второго этажа в процессе реставрации

Архитектура Одессы
Общий вид с межпролётной площадки в процессе реставрации


Вестибюль после реставрации (современное состояние)
Архитектура Одессы
Общий вид с межпролётной площадки

Архитектура Одессы
Общий вид с межпролётной площадки

Архитектура Одессы
Общий вид с площадки второго этажа

Архитектура Одессы
Общий вид с площадки второго этажа

Отделка стен вестибюля заметно пышнее отделки шлюза. Здесь появляются вставки с симметричными растительными композициями и сдвоенные пилястры, увенчанные медальонами-камеями с изображением женских профилей. Повороты профилей направо либо налево чередуются, каждая камея вписана в крону стилизированного лепного «дерева». Плоскость стен отделена от сводов фактурными вставками с цветочным орнаментом.

Цветочные орнаменты вестибюля
Архитектура Одессы
Цветочный орнамент, широкий вариант

Архитектура Одессы
Цветочный орнамент, узкий вариант

Архитектура Одессы

Архитектура Одессы

Архитектура Одессы

Архитектура Одессы
Цветочный орнамент в изгибе угла

Пилястры
Архитектура Одессы
Пилястры и плоскость стены между ними

Архитектура Одессы

Архитектура Одессы

Архитектура Одессы
Отделка нижней части пилястры

Архитектура Одессы
Отделка нижней части пилястры

Архитектура Одессы
Отделка нижней части пилястры, деталь


Камеи
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы
Архитектура Одессы


Своды
Архитектура Одессы
Общий вид

Своды композиционно аналогичны сводам шлюза и арки. На продольной оси вестибюля, напротив друг друга, расположены большое окно с оригинальным переплётом (находится над вышеописанной комнаткой в эркере) и помпезная, богато оформленная арка, отмечающая вход в квартиру Менделевича, за которой расположена ниша с тремя дверями (один из дверных проемов, — центральный, — заделан).

Арка входа в квартиры второго этажа
Архитектура Одессы
Общий вид

Архитектура Одессы

Архитектура Одессы
Навершие заложенного дверного проема

Архитектура Одессы

Архитектура Одессы
Цветочный орнамент в нише за аркой

Архитектура Одессы
Дверь в нише (есть вероятность аутентичности)

Архитектура Одессы
Окно вестибюля

Архитектура Одессы
Паркет на площадке второго этажа

В вестибюле сохранился оригинальный паркет, стены первого этажа покрывают деревянные панели; отделка стен и перила сохранились очень хорошо, а скульптурная отделка, благодаря проведённой реставрации, очищена от большого количества слоёв краски разных времён. Однако на фоне этого всё-же печальным фактом остаются утрачены вышеупомянутые подъездные и квартирные двери, предположительно, дополнявшие убранство подъезда росписи, а также живописные панно в шлюзе.

По сравнению с внутренним оформлением главного флигеля, внутридворовые оформлены более чем скромно: при исследовании подъезда левостороннего флигеля обнаружились простые эклектические перила распространённого рисунка.

Архитектура Одессы
Перила левостороннего флигеля

Архитектура Одессы
Левосторонний флигель, фрагмент фасада

Со стороны двора отделка стен главного флигеля также достаточно скромна, однако она насыщеннее чем у боковых флигелей. К тому же, объёмно главный флигель значительно сложнее остальных — центральная часть выделена ризалитом, а на уровне второго этажа расположен выше упоминавшийся эркер, кронштейны которого декорированы цветочными орнаментами.

Дворовой фасад
Архитектура Одессы
Общий вид

Архитектура Одессы
Вид из окна флигеля

Эркер
Архитектура Одессы
Общий вид

Архитектура Одессы
Общий вид

Архитектура Одессы
Кронштейн

Архитектура Одессы
Аутентичные балконные перила со стороны двора

Эркер нависает непосредственно над аркой проезда, перед которой во дворе расположена небольшая скульптура, изображающая мальчика, обнимающего щуку. Вероятно, когда-то она играла роль фонтана или источника.

Фонтан-скульптура
Архитектура Одессы
Общий вид

Архитектура Одессы

Архитектура Одессы

Как и в некоторых предыдущих зданиях Линецкого, углы между флигелями отмечены скругленными ризалитами, что сказывается на форме комнат, расположенных в них. Оба ризалита украшены на уровне третьего этажа классическим струящимся орнаментом, известным как «удар бича». Основанный на знаменитой одноименной вышивке Г. Обриста, этот мотив стал практически «визитной карточкой» стиля модерн.

Архитектура Одессы
«Удар бича» между окнами ризалита

С 1945 года до самой смерти в 1963 году, здесь жил Виктор Афанасьевич Добровольский – учёный в области общего машиностроения, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, организатор Высшей технической школы в Одессе. Несмотря на то, что, основываясь на данном историческом факте, здание является не только памятником архитектуры, но истории, соответствующая мемориальная доска на фасаде дома отсутствует.





Авторы
Александр Левицкий, худрук, фотограф и колорист
Дмитрий Шаматажи, фотограф и составитель
Олег Крепосняк, составитель и редактор





Статья на странице «Архитектура Одессы. Маразлиевская, 14а. Доходный дом М. О. Менделевича».
Tags: архитектура, архитектура Одессы, фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments