alexlevitsky (alexlevitsky) wrote,
alexlevitsky
alexlevitsky

Архитектура Одессы. Маразлиевская, 34б. Доходный дом И. Маргулиса. Часть 1

Доходный дом И. Маргулиса на углу улицы Маразлиевской и Сабанского переулка, относящийся к типичным многоквартирным жилым домам 1910-х годов, — яркий пример, сложившейся к тому времени, крупномасштабности, гигантомании и сухой рациональности в архитектуре, господствовавшего тогда модерна. Таких зданий в Одессе существует ещё несколько (доходные дома Новикова, Рудь, Асвадурова, Шестопала и т. д.), однако дом этот выделяется революционностью подхода к проектированию и наибольшей этажностью.

Тип здания: доходный дом
Стиль: модерн, неоклассицизм
Архитектор: Ф. Л. Паппе
Дата строительства: 1912
Статус: памятник истории и архитектуры местного значения

Общий вид фасада
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид обоих фасадов с угла Маразлиевской и Сабанского переулка
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фасад по Маразлиевской
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фасад по Сабанскому переулку
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фасад по Сабанскому переулку



С середины 1890-х годов до середины 1900-х, участок между Маразлиевской и Канатной улицами, по нечётной стороне Сабанского переулка, принадлежал С. Ралли. Позднее он был выкуплен С. А. Кумбари, но приблизительно в 1911-м году часть участка, которая выходила на Маразлиевскую улицу, была продана некому И. Маргулису. Игнатий Антонович Маргулис был известен как инженер-техник, являвшийся также директором-распорядителем Одесской телефонной станции и арендатором городской электростанции в начале Старопортофранковской улицы. Контора И. А. Маргулиса располагалась на Пушкинской ул., 12.



Также в 1910-е годы на Ремесленной, 34 жил И. М. Маргулис, который занимался зерновыми операциями, но в справочнике «Вся Одесса» 1914-го года издания он не упомянут. В городе проживали Маргулисы и с иными инициалами, но также по иным адресам.

В 1912 (по данным В. П. Нетребского в 1913-м) году на участке Маргулиса было возведено огромное шестиэтажное жилое здание, квартиры в котором предназначались для весьма состоятельных квартиросъёмщиков. Об этом свидетельствует, например, высокий уровень презентабельности в интерьерах, который, к тому же, призванный служить наглядной рекламой владельца. Проект здания был выполнен гражданским инженером Феликсом Лазаревичем Паппе по проектам которого в 1910-х годах было возведено небольшое количество зданий. В целом, проекты эти дают основание полагать, что Ф. Л. Паппе в оформлении своих построек придерживался югендстиля и дом Маргулиса в этом плане не исключение. В стилистике декоративных элементов также прослеживаются неоклассические тенденции, присущие архитектуре 1910-х годов, заметны веяния ампира.

Первый этаж со стороны Маразлиевской переходит в полуподвальный, что связано с неровным ландшафтом, однако секция по Сабанскому переулку имеет шесть этажей, благодаря чему многие десятилетия дом имел самую высокую в Одессе этажность. Доходный дом Асвадурова на углу улиц Пушкинской и Троицкой, также имевший переход от пяти к шести этажам, уступал дому Маргулиса исключительно по показателям высоты.

Здание отличается строгими прямолинейными формами, конструкция не скрыта за декором, а выведена наружу. При общем взгляде на фасады, явственно прослеживается тенденция рационализации в архитектуре тех лет. Массовое применение новых строительных материалов и технических приёмов, привело к зарождению в Одессе предконструктивистского зодчества раньше, чем в других городах Российской империи. К 1912 году, когда возводился дом Маргулиса, рациональный модерн был практически сформирован в своих основных канонах.

Инженером был применён блочный подход к проектированию здания, которое состоит из двух секций, наиболее массивная из которых размещена со стороны Маразлиевской улицы, а более протяжённая — вдоль Сабанского переулка с отступом от красной линии. Для улучшения инсоляции и вентиляции помещений, в секции на Маразлиевской, была обустроена световая шахта, куда выходят окна технических помещений и подъезда. Блочная компоновка здания подчёркнута со стороны Сабанского переулка композицией, разнообразных по форме, ризалитов. Напряжённость оформления фасадов спадает с удалением от Маразлиевской улицы вглубь переулка (часть фасада, примыкающая к соседнему зданию, имеет ризалит высотой только в два этажа).

Правосторонний ризалит по Сабанскому переулку
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Балюстрада


Он служит основой для меньшего по площади ризалита, высотой в два этажа, с тремя гранями по фронтальной части, завершающегося открытой террасой одной из квартир.

Малый правосторонний ризалит по Сабанскому переулку
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф на одной из граней фронтальной части

Таким образом, здесь создана сложная по формам пирамидальная композиция, уравновешивающая сравнительную сухость оформления фасада по Сабанскому переулку. В нижнем ризалите обустроен проезд на небольшой двор здания, фланкированный двумя высокими обелисками.

Проезд во двор
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе. Арка проезда, вид с улицы
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе. Световые окна шлюза подъезда, в стене между внешним объёмом арки
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе. Правосторонний флагодержатель, редко встречающегося образца

Ворота проезда во двор
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Орнаментальные вставки

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Кованный медальон, повторяющий декоративные элементы на дверях лифтов в подъездах

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Цветок, центральная часть кованного медальона

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Один из декоративных элементов, венчающих створки

Справа от проезда расположен, скромно оформленный, вход в подъезд.

Дверь правостороннего подъезда
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид двери подъезда (существует вероятность, что дверь аутентична и является последней оставшейся из внешних дверей здания)

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Декоративная композиция

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент декоративной композиции

Более сильный акцент создаёт центральный ризалит по Сабанскому переулку, с лоджией на шестом этаже.

Центральный ризалит по Сабанскому переулку
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Перспективный вид снизу

Ризалит относительно интенсивно оформлен лепными элементами в форме барельефов, которые сосредоточены в филёнках, пилястрах и между проёмов лоджии. Барельефы в филёнках традиционны для неоклассицизма и представляют собой корзины с плодами, символизирующими изобилие и жезлы, украшенные цветами. Более интересны композиции — с изображениями орлов, располагающиеся под капителями пилястр.

Декор центрального ризалита
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф орла, венчающий пилястру

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф в филёнке

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф в филёнке

Выше, между проёмов лоджии, размещены барельефы рабочих, усиливающие строгий образ здания. Идея изображения пролетариата в архитектуре относится к тенденциям, существовавшим в искусстве начала века и в Одессе и также отразилась на оформлении входов в пассаж Менделевича.

Декоративное оформление лоджии
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф с изображением рабочего, украшающий лоджию (левосторонний)

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф с изображением рабочего, украшающий лоджию (правосторонний)

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Ограждение лоджии с кованными вставками оригинального рисунка

В центральном ризалите обустроен, выразительно выполненный, входной портал подъезда. На колоннах портала расположены гротескные маскароны, а над антаблементом установлены две вазы. Аналогичный портал ведёт в подъезд со стороны Маразлиевской.

Портал входа в подъезд центрального ризалита
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Маскарон портала, левосторонний
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Цветок над маскароном

Отдельный монолитный объём представляет собой угловая секция, однако, для компенсации массивности, на секции с обоих уличных фасадов обустроены эркеры (фасады выходящие на Маразлиевскую улицу и Сабанский переулок). Однако, секция всё же менее нагружена декоративными элементами со стороны Сабанского переулка и не перебивает акцент у (описанного ранее) центрального ризалита по Сабанскому переулку.

Декор угловой части здания по Сабанскому переулку
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общая композиция из трех филёнок
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Одна из филёнок
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Медальон

На обоих эркерах присутствуют те же самые пилястры с орлами, что и на центральном ризалите, однако на эркере со стороны Сабанского переулка, размещены также небольшие медальоны со скромным орнаментом, а лоджии на центральном ризалите соответствует обычный балкон на эркерах угловой секции.
Более парадным и динамичным является фасад секции по Маразлиевской, в его эркере присутствуют филёнки с жезлами, как на центральном ризалите со стороны Сабанского переулка, а основания пилястр раскрепованны в барочной манере. Окна двух нижних этажей эркера сгруппированы в вертикальные группы декоративным обрамлением, а в обе стороны от эркера отходят балконы.

Декор фасада по Маразлиевской
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Перспективный вид эркера снизу

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф орла
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф орла
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф орла
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Медальон
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Основание пилястры
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Основание пилястры, фрагмент
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Основание пилястры, орнаментальный декор
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Капитель нижней секции пилястры, занимающей высоту всего второго этажа
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент карниза над оконной секцией
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Образцы орнаментов
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Ограждение балконов верхнего этажа (аналогично ограждению лоджии)

Цокольный этаж по Маразлиевской
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент руста

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Карниз цокольного этажа, опоясывающий внешние фасады здания непрерывной лентой
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Мемориальная доска, указывающая на то, что в 1956-1965 годах, в доме жил заслуженный художник Украины — Григорий Зиновьевич Крижевский


Под эркером расположен входной портал, украшенный, как уже упоминалось выше, подобно порталу центрального ризалита, однако со стороны Маразлиевской он оборудован тремя небольшими овальными окошками, дополнительно освещающими выемку в шлюзе, образованную лестницей.

Входной портал со стороны Маразлиевской
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Маскарон портала, правосторонний
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Ваза
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Одно из овальных окон для освещения шлюза

Здание оборудовано балконами начиная от третьего этажа, которые отличаются разнообразием в оформлении. Балконы третьего этажа имеют каменную балюстраду с металлической окантовкой по верхней части, балконы четвёртого и пятого этажей имеют полностью металлическую ограду, а балконы шестого этажа — металлическую ограду на каменных опорах. Балконы размещены в пространстве между ризалитами, за исключением балконов ближних к торцу соседнего здания по Сабанскому переулку.

Балконы
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Перспективный вид снизу на левосторонние балконы фасада по Маразлиевской
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Балкон третьего этажа по Маразлиевской
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Балкон третьего этажа по Маразлиевской, фрагмент кованной части ограждения
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Балкон четвёртого этажа
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Балкон четвёртого этажа, стойка ограждения
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Балкон четвёртого этажа, стойка ограждения
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Опоры козырька над балконом пятого этажа
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Балкон пятого этажа по Сабанскому переулку, фрагмент ограждения
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Балкон пятого этажа по Сабанскому переулку, стойка ограждения

Первые два этажа здания выделены как цоколь, при помощи имитации рустовки крупными блоками, грубо отесанного камня. В пространстве, образованном отступом протяжённой секции от красной линии улицы, был оборудован палисадник, отделённый от тротуара низкой металлической оградой на каменном основании.

Ограждение палисадника со стороны Сабанского переулка
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент ограждения
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Секции декоративного оформления
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Кованный завиток

Здание имеет достаточно значительные размеры и занимает большую часть своего участка, однако двор достаточно хорошо освещён, благодаря отдельно стоящему зданию бывшего Крестьянского банка на соседнем участке по Маразлиевской улице. Безусловно, Ф. Л. Паппе был осведомлён о характере соседнего здания (которое в те времена уже, вероятно, строилось (закончено в 1914-м году), а также находилось на комфортном расстоянии от дома Маргулиса) и учёл этот момент в своём проекте. Поэтому брандмауэр дома, повернутый к Крестьянскому банку, не будучи рассчитанным на пристройку к нему домов вплотную, был обработан вертикальными декоративными фактурными лентами.

Брандмауэр
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Перспективный вид снизу, со стороны здания Крестьянского банка

Тем не менее, ограниченный размер участка вынудил архитектора вывести окна правостороннего подъезда (по Сабанскому переулку) в дворовой проезд, а окна технических помещений по Маразлиевской — в специально оборудованную световую шахту. Некоторые помещения выходят окнами всё в тот же правосторонний подъезд. Левосторонний подъезд, напротив, имеет классическую компоновку "вестибюль-лестничная клетка", и оборудован окнами, расположенными на их оси, благодаря чему все пролёты освещены хорошо, а площадки на этажах достаточно компактны по размерам, что также положительно сказывается на инсоляции. Дворовые фасады выполнены в, свойственной для Одессы, манере рационализаторского их оформления.

Арка проезда во двор
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Оформление секции световых окон шлюза подъезда
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Медальон, украшенный венком
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Медальон, украшенный венком


Дворовой фасад
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Балконы и лестничный ризалит
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Окно лестничной клетки, освещающее подъезд в центральном ризалите по Сабанскому переулку
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Окно с реконструированным витражом, освещающее верхнюю лестничную площадку в подъезде по Маразлиевской
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент балконного ограждения
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент балконного ограждения
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Перспективный вид снизу на окна правостороннего подъезда по Сабанскому переулку

Во двор выходят небольшие ризалиты с гранёнными углами, фасады оштукатурены под шубу, а под окнами расположены филёнки (подобное оформление можно обнаружить у зданий 1910-х годов у таких архитекторов, как А. И. Гольцвурм, М. С. Радбиль, П. Л. Славкин). Однако, в отличии от большинства зданий других архитекторов, дворовые фасады, как и наружные, на уровне первых двух этажей покрыты рустом (но более упрощённым). Там же присутствует и полукруглый ризалит лестничной клетки подъезда по Маразлиевской, который обусловил соответствующую форму межпролётных площадок.

Все три подъезда здания оформлены похожим образом, однако, с точки зрения планировочных решений и отдельных деталей, они разнятся. Наиболее представительным является подъезд со стороны Маразлиевской, ведущий в квартиры только пятиэтажной секции (начиная со второго, на который можно попасть через лестницу шлюза). Шлюз перекрыт арочным сводом с кессонами, а на стенах размещены лопатки из гранитных плит. Над лопатками на кессонном своде размещены шесть идентичных барельефов на античную тематику, ещё два фрагмента барельефов расположены возле самого входа.

Подъезд по Маразлиевской
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Лестничный шлюз
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Своды лестничного шлюза
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Своды лестничного шлюза
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Один из барельефов в шлюзе
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Орнамент
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Декоративная отделка окон над порталом изнутри
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент декорирования аутентичной двери, ведущей на лестничную площадку
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент аутентичной двери, ведущей на лестничную площадку



Статья «Маразлиевская, 34б. Доходный дом И. Маргулиса».
Tags: архитектура, архитектура Одессы, фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments