alexlevitsky (alexlevitsky) wrote,
alexlevitsky
alexlevitsky

Архитектура Одессы. Маразлиевская, 34б. Доходный дом И. Маргулиса. Часть 2

Доходный дом И. Маргулиса на углу улицы Маразлиевской и Сабанского переулка, относящийся к типичным многоквартирным жилым домам 1910-х годов, — яркий пример, сложившейся к тому времени, крупномасштабности, гигантомании и сухой рациональности в архитектуре, господствовавшего тогда модерна. Таких зданий в Одессе существует ещё несколько (доходные дома Новикова, Рудь, Асвадурова, Шестопала и т. д.), однако дом этот выделяется революционностью подхода к проектированию и наибольшей этажностью.

Тип здания: доходный дом
Стиль: модерн, неоклассицизм
Архитектор: Ф. Л. Паппе
Дата строительства: 1912
Статус: памятник истории и архитектуры местного значения

Лестничная клетка
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Лестничная площадка между шлюзом и лестницей, вид на шлюз
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Вид на лестницу со стороны площадки второго этажа
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Площадка последнего этажа
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Площадка последнего этажа
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Вид на лестницу с площадки последнего этажа
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Капитель пилястры
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Капитель пилястры

Лестничные площадки со входами в квартиры имеют значительные размеры, однако освещения здесь явно недостаточно. Кроме входов в две квартиры, на каждой площадке также расположена дверь лифта, массивная, обитая металлическими полосами и украшенная простым овальным медальоном с простейшим растительным орнаментом. Аналогичный медальон украшает ворота проездной арки. Единственная дошедшая до нынешних времен лифтовая дверь, расположена на втором этаже.


Дверь лифта
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Медальон

Входные двери в доходном доме Маргулиса встречаются двух разновидностей по ширине. Их широкий вариант присутствует только в подъезде по Маразлиевской, в Сабанском же переулке входы в жилые помещения оборудованы дверями обычной ширины. К сожалению, сохранены были не все двери: дошедшие до нынешних времен, обнаруживают схожесть с дверями квартир доходного дома Шестопала на улице Льва Толстого, однако подобный дизайн был распространён в 1910-е годы. В целом, двери сдержанны по оформлению, фрамуга и пять овальных проёмов застеклены, а одна из дверей на местах остекления сохранила оригинальные (!) витражи. Мелкая резьба, украшающая двери, исполнена с высоким мастерством.

Двери квартир
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид двери
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид двери
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Оформление трех овальных проемов
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент резьбы
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент резьбы
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент резьбы
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Витраж одной из дверей, вероятно, аутентичный
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент витража

Стены подъезда на треть высоты покрыты керамической плиткой, такой ход более нигде в городе не встречается, так же как и разновидность плитки. Подобное оформление было не редко в Европе, однако в границах Российской империи являлось крайне нераспространённым, хотя, возможно, присутствовало в доходных домах Петербурга и Москвы. Края плиточной кладки ровные на лестничных и этажных площадках; и ступенчатые, параллельные лестнице. Большая часть плитки имитирует холодный серый мрамор или гранит, часть выложенной ею стены окантована, расположенными в ряд, плитками с цветочным орнаментом (на лестнице размещены ступенчато).

Керамическая плитка
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Ступенчатая композиция
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Ступенчатая композиция
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент плитки на стене полукруглой межпролётной площадки
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Горизонтальная композиция
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Одна из декорированных плиток, составляющих верхнюю кромку облицовки
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент нижней части облицовки

Потолок полностью покрыт широким рельефным лепным фризом, который на шестом этаже выполнен более выразительно, в связи с наличием кессонной фаски в качестве стыка стен и потолка.

Фриз и потолок
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент потолка над межпролётной площадкой
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент потолка над площадкой последнего этажа
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент потолка над площадкой последнего этажа
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент фриза
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент фриза
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Декоративные детали фриза
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент карниза

Перила подъезда отчасти повторяют элементы оград некоторых балконов здания: верхняя часть перил представляет собой фриз из завитков, идентичный вставке балконов третьего этажа и ограды палисадника (в последней этот мотив выполнен в более крупных масштабах), который прерывается вертикальной композицией, напоминающей цветок или жезл.

Перила
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Секция, наклонный вариант
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент стойки
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент стойки
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент стойки
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Стойка
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Орнаментальное заполнение между стойками
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Секция, горизонтальный вариант
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Секция, горизонтальный вариант

Окна всех подъездов имеют небольшие геометрические вставки из жёлтого стекла. В подъезде на Маразлиевской, на последнем этаже, на всю площадь окна размещён витраж геометрического узора, сохранившийся практически полностью. Хорошо сохранились и большие окна световой шахты, выходящие в подъезд (ныне намертво заколоченные за ненадобностью).

Окно между вторым и третьим этажами
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент витражного остекления
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент витражного остекления

Витраж на последнем этаже
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Нижний оконный проём
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент витража
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент витража
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент витража
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент витража
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Верхний оконный проём
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент витража

Окно световой шахты
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид

Известно также, что в подъезде по Маразлиевской располагалась квартира самого Маргулиса, планировка которой была выполнена в двух уровнях. Ф. Л. Паппе, применяя такой ход, оказался первым из архитекторов города, воплотившим эту инновацию в жизнь.

С точки зрения оформления, подъезды по Сабанскому переулку ничем не отличаются от главного, по Маразлиевской. Левосторонний подъезд по переулку, вместо лестничного шлюза, оборудован длинным вестибюлем с, аналогичными шлюзу главного подъезда, сводами и барельефами.

Левосторонний подъезд по Сабанскому переулку
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Вестибюль
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Вестибюль
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Своды вестибюля
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф

Правосторонний подъезд оформлен интереснее. Своды здесь плоские, но в том же ключе декорированы. Световые окна выходят в арку проезда (большая их часть на сегодняшний день забита или закрашена, поэтому сложно судить насколько хорошо освещался шлюз подъезда).

Правосторонний подъезд по Сабанскому переулку
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид шлюза со стороны входа
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Вид на лестницу со стороны входа
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Световое окно
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент оформления светового окна
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент переплёта светового окна
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Своды
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Своды
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид шлюза со стороны лестничной клетки
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид шлюза со стороны лестничной клетки
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Отделка одной из стен шлюза
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Сдвоенный барельеф
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Одиночный барельеф
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Орнамент
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Орнамент

Лестничная клетка
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид со стороны шлюза
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Вид снизу вверх
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Вид снизу вверх
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Вид на балку и колонну
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Вид на балку и колонну
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Капитель колонны
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Капитель колонны
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Нижняя часть колонны, обитая металлическими пластинами

Лестничная клетка имеет в плане слегка продолговатую, почти квадратную форму. Балку между лестничной клеткой и шлюзом поддерживает массивная, квадратная в сечении, колонна со срезанными углами, увенчанная оригинальной формы капителью, геометрических очертаний. Нижняя часть колонны обита металлическими полосами с, подчеркнуто грубыми, заклёпками (двери лифтов оформлены в аналогичном стиле), что также можно отнести к неповторяемым более нигде элементам внутреннего убранства. Кое-где встречаются остатки кафеля, однако в остальном стиль подъезда аналогичен двум предыдущим.

Перила
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Входной пролёт
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Резной завиток поручня, сохранившийся только в правостороннем подъезде по Сабанскому переулку
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Пролёт
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Пролёт

Плитка
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент плиточной облицовки
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Кафель, сохранившийся на площадке первого этажа

Окна
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Световое окно одной из квартир
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Одно из окон подъезда

Двери
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Стандартная по ширине дверь, ими оборудованы оба подъезда по Сабанскому переулку

Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Резной декор

Карнизы
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент карниза, горизонтальный вариант
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Стилизованный геральдический медальон на стыке горизонтальных и пролётных секций карниза
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент карниза, пролётный (диагональный) вариант

Фриз лестничной клетки
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Вид с площадки последнего этажа
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Угловой фрагмент

В некоторых помещениях квартир отлично сохранились широкие фризы с барельефами, изображающие путти в сценах охоты, сбора фруктов и урожая, ловли рыбы. Потолки орнаментированы подобно потолкам в подъездах, композиция усложнена.

Фриз, потолок и барельефы в одной из квартир (Подъезд по Маразлиевской)
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Фрагмент фриза
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф, иллюстрирующий ловлю рыбы
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф, иллюстрирующий сбор винограда
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф, иллюстрирующий охоту
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Барельеф, иллюстрирующий сбор урожая пшеницы
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Угловой фрагмент фриза
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Орнаментальный фрагмент фриза
Архитектура Одессы. Туризм в Одессе.
Розетка

В целом, анализируя количество художественных приёмов, разнообразие материалов отделки, необычные инженерно-планировочные решения и степень сохранности убранства, доходный дом Маргулиса можно отнести к наиболее выдающимся постройкам города 1910-х годов.

Столетнюю историю дома нельзя назвать бурной. Однако интересные страницы есть и в ней. Например, в 1920 г. здесь располагалась редакция журнала "Народное хозяйство" — "ежемесячный орган Одесского губернского Совета народного хозяйства". Позднее часть квартир была передана КГБ для размещения в них различных контор и жилья некоторых сотрудников. По соседству, в здании бывшего Крестьянского банка, с 1920-х г.г. находился клуб МГБ, НКВД, КГБ.

Авторы
Александр Левицкий, арт-директор, фотограф и колорист
Дмитрий Шаматажи, фотограф и составитель
Олег Крепосняк, составитель и редактор





Статья «Маразлиевская, 34б. Доходный дом И. Маргулиса».

Часть 1.
Tags: архитектура, архитектура Одессы, интерьеры, фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment