alexlevitsky (alexlevitsky) wrote,
alexlevitsky
alexlevitsky

Архитектура Одессы. Бунина, 12. Здание Акционерного общества Одесского частного ломбарда

Огромное монументальное здание, выстроенное в 1905 году для Одесского частного ломбарда, можно назвать одной из ярчайших одесских построек, цитирующих итальянский ренессанс. Архитектор Викентий Иванович Прохаска, возводивший в основном изысканные доходные дома и особняки, тем не менее, прекрасно справился с нетрадиционной для себя задачей — проектированием здания административно-общественного назначения.

Тип здания: административное
Стиль: модернизированный неоренессанс

Архитекторы
А. А. Дигби (строительство, 1820-е г. г.)
А. Н. Колович (перестройка, 1851 г.)
В. И. Прохаска (перестройка, реконструкция, перепланировка, надстройка третьего этажа, переоформление фасадов и интерьеров)

Дата строительства: 1904—1905
Статус: памятник архитектуры местного значения
Второй адрес: Леха Качиньского, 12 (быв. Польская)

Фасады
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Общий вид здания

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Общий вид здания

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Фасад по Бунина

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Фрагмент фасада по Бунина

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Фрагмент фасада по Бунина

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Фасад по Бунина

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Фасад по Леха Качиньского (Польской)

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Дом Сикарда, впоследствии здание Ломбарда, до перестройки

Одесса с первых лет своего существования была, в первую очередь, городом торговли и ростовщичества. Деньги под ссуду начали давать еще в 1800 году, как, впрочем, и заниматься ломбардными операциями, когда городу по высочайшему повелению были отпущены 25000 рублей на продолжение строительных работ, которые велись тогда в порту. Пользование деньгами происходило под процент, который, как правило, начислялся от общей взятой суммы, а расходование шло частями. Если ростовщику становилось известно о неблагонадежности купца, то он мог в любую минуту потребовать возврат суммы обратно. Однако хозяева ломбардов не злоупотребляли подобным правом: они дорожили своей репутацией, и для расторжения контракта подозрения в банкротстве должны были быть существенными.




В начале XIX века в городе был образован Комитет по производству работ в порту. Президентом коммерц-коллегии фактически являлся князь Гагарин, который, впоследствии, дал разрешение на выдачу денег под залог ценных вещей и товаров. Известно, что первую ссуду выдали итальянцу, чье имя не дошло до наших дней, однако следующие ссуды были выданы одесским предпринимателям того времени: в архивах сохранились векселя, свидетельствующие о выдаче ряда ссуд по 1000 рублей под залог 1000 пудов горючей серы, несколько ссуд по 1000 рублей и 500 рублей под залог 80 и 40 пудов воска, бочки масла, меховых товаров, дома. Для оплаты большинства долгов широко практиковались отсрочки.

Жизнь в долг, можно сказать, была едва ли не обычаем: ссуды брали и достаточно известные люди. В их числе есть два обязательства от 17 декабря 1800 года Феликса Дерибаса, взявшего 1000 рублей под залог драгоценностей из серебра, и его жены Октавии, взявшей 1200 рублей под залог пудренного дамского туалета, большой серебряной лохани, двух подносов, ложек и прочего.

В конце 1886 года в Одессе был открыт первый частный ломбард (председатель правления и распорядитель — В. Кирхнер), который даже частично не принадлежал государству и располагал капиталом в 500 тысяч рублей. Впоследствии, с ростом благосостояния фирмы, капитал был увеличен до 700 тысяч. Будучи очень солидной конторой, ломбард имел целых семь отделений по всему городу, главное из которых было размещено на Полицейской, 12 в обширном двухэтажном доме Сикарда, вероятно, возведенном еще в 1820-годах (арх. А. А. Дигби). Изначально этот дом строился как хлебный склад («магазейн») с жилыми помещениями, в 1851 году здание подверглось перестройке (архитектор — А. Н. Колович), существенно видоизменившей его облик и планировку. С момента основания, ломбард арендовал этот дом, а в 1891 году окончательно выкупил его.

Реклама Акционерного общества Одесского частного ломбарда

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины

Как уже упоминалось, отделения ломбарда были разбросаны по всему городу. Кроме располагавшейся на Полицейской главной конторы ломбарда, имелись еще семь его отделений, четыре из них — общего назначения (на Тираспольской, 26, Ришельевской, 62, Преображенской, 16, Степовой, 44) и три специализированных — на Успенской, 22, с просторными складами для хранения мебели; на Михайловской, 29, где можно было заложить автомобиль, экипаж, велосипед, ножную швейную машину и другие громоздкие вещи; а на Дерибасовской, 14, принимали в заклад золото, серебро, драгоценные камни и часы, причем, аж до девяти часов вечера, так как человеку всегда могли срочно понадобится деньги. Ссуду обычно выдавали сроком до трех месяцев, по истечении которых, можно было ещё испросить двухмесячную отсрочку её возвращения, но уже потом все невыкупленные вещи, по определённым дням недели, продавались с аукциона в главной конторе ломбарда: драгоценности — по понедельникам, мебель — по средам, меха и одежда — по четвергам, велосипеды — по пятницам. Кроме того, ломбард без выдачи ссуды, но за определённую плату, принимал различные вещи на хранение в течение одного года, и некоторые хозяйки предпочитали сдавать туда на лето шубы и другие дорогие меховые изделия безо всякой опасности порчи её молью, что весьма возможно было в домашних условиях. Очень же расчетливые или пребывавшие в стесненном материальном положении граждане, перед переездом на дачу даже отказывались от квартиры, а мебель и другое имущество сдавали в ломбард, где оно благополучно хранилось до осеннего возвращения своих хозяев в город и аренды ими нового или прежнего жилья.

К концу XIX века фирма начинает испытывать сильнейшую нехватку места для хранения невыкупленного и сданного на хранение имущества, среди которого, разумеется, было немало весьма громоздких вещей, требовавших больших выставочных площадей. К тому же, для проведения аукционов и банковских операций потребовались специально оборудованные залы. Старое здание на Полицейской уже не соответствовало запросам фирмы, в первую очередь, именно нехваткой места. В 1904 году начинаются строительные работы по «адаптации» дома под нужды ломбарда. Проект был составлен уже известным к тому времени архитектором В. И. Прохаской, который, начав с перестройки прежнего здания, фактически возвел новое.

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины 
Здание Ломбарда до окончания строительных работ, крыло по Польской еще отсутствует

К 1905 году все строительные работы были завершены, хотя ещё какое-то время заняла отделка интерьеров. Ну углу улиц Полицейской (Бунина) и Польской выросло величественное здание, стиль которого был выдержан в лучших традициях итальянского ренессанса с использованием отдельных элементов, позаимствованных у модерна. Новое здание ломбарда строилось в две очереди: первым было возведено крыло по улице Полицейской, о чем свидетельствует фотография конца 1904 года, а в следующем году появилось и крыло по Польской. Фактически предыдущее здание было вписано в объём ныне существующего, первый и второй этажи сохранили форму окон и ширину простенков. Расположение арки проезда во двор также не изменилось. Третий и антресольный этажи были надстроены уже Прохаской. На третьем этаже разместились аукционный и операционный залы, а со стороны Полицейской, на втором этаже, были оборудованы обширные помещения для хранения имущества клиентов ломбарда.

Фотографии здания советских времен
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Фото до 1965 года

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Фото конца 1950-х

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Фрагменты фасада здания на фото Владимира Георгиевича Никитенко, 70-е годы

Здание расположено на угловом участке и имеет Г-образную в плане форму. Крыло по Полицейской протяжённее крыла по Польской (17 оконных осей против 13 соответственно) и занимает большую часть квартала. Крупный масштаб сооружения подчеркивается не только контрастным сопоставлением больших форм с изящными профилями и лепными украшениями, но и общим пропорциональным строем.

Крайняя оконная ось, прилегающая к соседней гостинице «Бристоль», выделена мощным ризалитом. Угловая часть здания акцентирована со стороны каждой улицы широким ризалитом в три оконных оси. 

Ризалиты

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины Угловой ризалит, вид снизу вверх
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины Крайний ризалит на стыке со зданием гостиницы "Бристоль"

Сходясь, они образуют объём, подобный квадратной в плане башне. Аналогично акцентирована угловая часть более позднего дома Фон-Деш на углу улицы Гоголя и Сабанеева моста. «Башня» и крайний ризалит имеют антресольный этаж, за счёт которого уровень крыши здесь заметно выше. Между ризалитами по Полицейской протянулся ритмичный ряд идентично оформленных окон третьего этажа. Композиция, образуемая элементами обрамления каждого из них, отличается гармоничностью и хорошо найденными пропорциями. Под окном располагается балюстрада, служащая основанием для двух пилястр с капителями коринфского ордера, фланкирующих оконных проёмов и поддерживающих треугольный сандрик. Каждая пилястра декорирована у основания лепным венком модернизированной стилистики. Окно третьего этажа в ризалите, примыкающем к соседней гостинице, оформлено подобным образом. 

Декоративное оформление окон третьего этажа
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Композиция оконного ритма

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Композиция оконного ритма

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Окна в центральном ризалите по Бунина

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Общий вид обрамления одного из окон

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Оформление одного из окон внутреннего двора Дворца Дожей в Венеции - наиболее вероятный источник вдохновения архитектора В. И. Прохаски.

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Капитель пилястры

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Капитель пилястры

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Декор у основания пилястры

На уровне первого и второго этажей ризалиты имеют трапециевидную форму, с выраженным углом наклона краёв, а на уровне третьего этажа их края становятся перпендикулярными линии горизонта. Подобный ход заметно усилил монументальность здания и утяжелил его нижнюю часть, в контрасте с которой, верхняя выглядит заметно легче и изящнее. Центральная часть плоскости фасада по Полицейской отмечена еще одним ризалитом, менее глубоким, но имеющим ту же форму что и остальные. Его ширина составляет две оконных оси, на третьем этаже расположен балкон с каменной балюстрадой, а на первом — двухколонный портал в духе классицизма. 

Центральный ризалит по Бунина
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Общий вид

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Портал

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Портик портала

Ещё один портал находится ближе к Польской. По сравнению с предыдущим, он выдвинут по отношению к плоскости фасада заметно дальше и трактуется как небольшая веранда. Здесь расположен вход на лестничную клетку, а с площадки первого этажа оборудован проход во двор. 

Портик главного входа
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Общий вид

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Общий вид

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Общий вид

Угловая часть здания декорирована наиболее пышно. Окна третьего этажа фланкируются пилястрами, а массивный сандрик, центрального из них, опирается на две колонны, которые, как и пилястры, венчаются капителями коринфского ордера. Со стороны каждой улицы располагаются балконы с балюстрадами. Балконы угловой части и центрального ризалита по Полицейской поддерживаются большими консолями, выполненными в модерновом ключе. Над крайними окнами углового ризалита со стороны Польской, сохранились даты основания ломбарда и постройки здания (1886, 1905 соответственно). Над аналогичными окнами со стороны Полицейской, изначально была расположена надпись «Одесский ломбардъ», со временем уничтоженная. По простенкам угловой части протянута полоса меандра, который так же обрамляет окна со стороны Полицейской.

Такой же меандр украшает подоконные карнизы второго этажа. На угловой части здания сохранилась мраморная рекламная доска архитектора: «Построено арх. В. И. Прохаска. 1905». Похожую можно увидеть на фасаде дома Прокудина.

Декоративное оформление угловой части здания
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Общий вид оконной композиции со стороны улицы Леха Качиньского

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Дата основания Ломбарда, симметрично расположена дата строительства

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Капитель колонны

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Декор у основания колонны

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Консоли, поддерживающие балкон

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Декоративная деталь одной из консолей

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины 
Выемка флагодержателя

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Руст угла

Рекламная табличка архитектора
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины

Фасад со стороны Польской композиционно отличается. Например, окна третьего этажа сгруппированы по три, причем центральное из них, лишено какого бы то ни было обрамления.

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Окна третьего этажа со стороны улицы Леха Качиньского

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Окна третьего этажа со стороны улицы Леха Качиньского

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины 
Консоль (со стороны Леха Качиньского)

Полуциркульная арка проезда вписана в объём трапециевидного портала двухэтажной высоты.

Портал
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Общий вид

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Часто встречающаяся львиная маска сохранилась слева от арки проезда

Фасады здания обработаны рустом, который на первом и втором этажах достаточно глубокий и выразительный, а на третьем — условный. 

Отделка первого и второго этажей
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины Окна первого и второго этажей в угловой части здания
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины Руст первого этажа (со стороны Леха Качиньского)
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины Руст первого этажа (по Бунина)
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины Окно первого этажа (по Бунина)
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины Окно первого этажа 
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины Подоконный карниз (по Бунина)
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины Подоконный карниз (по Бунина)
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины Окна выставочного или торгового помещения (по Бунина)

Фасадная плоскость третьего этажа отделена от двух нижних междуэтажным карнизом. Значительно более массивный карниз венчает само здание и опирается на, традиционные для Прохаски, большие дентикулы. 

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины 
Дентикула

Между ними (вне ризалитов) расположены небольшие проёмы, предназначенные для освещения чердачных помещений. Окна антресолей значительно крупнее и украшены модерновыми венками.

Окна антресолей
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Окно антресольного этажа

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Окно антресольного этажа

Фасад со стороны Польской имеет три этажа, а со стороны Полицейской переходит от трех к двум, что связано со спуском улицы в сторону Карантинной балки. Исходя из этого, определить этажность дома достаточно затруднительно. 

Ломбард благополучно просуществовал в стенах здания до самой революции, в советское время здесь разместилась швейная фабрика им. Воровского, которая, впоследствии, съехала в новый корпус на улице Ильфа и Петрова. Однако значительная часть убранства интерьеров была безвозвратно утрачена. Лестничная клетка (вход со стороны Полицейской) сохранила оригинальные перила неповторимого рисунка, который, однако, перекликается с воротами дома купца Ближенского (так же авторства В. И. Прохаски). Стены лестничной клетки совершенно лишены декора, хотя на третьем этаже можно увидеть условные аркады из неглубоких арочных ниш. Здесь расположены также входы в операционный и аукционный залы, убранство которых не пощадили время и квартировавшие в здании производства. 

Лестничная клетка
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Общий вид

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Перила

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Перила

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Перила

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины
Перила

Через арку проезда (ныне не эксплуатируемую) и проход с площадки первого этажа можно попасть во двор здания. Тыльный фасад оформлен скромно, однако окна третьего этажа, как и окна лицевого фасада, имеют полуциркульную форму в целях соблюдения симметрии залов с двухсторонним освещением. 

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины 
Дворовой фасад

Лаконично оформленная арка проезда, вероятно, осталась нетронутой при перестройке старого здания, элементы облика которого можно прочесть и на лицевых фасадах. 

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе. Архитектура Украины 
Арка проезда

В целом, несмотря на сильно обветшавшее состояние (с утратой крупных элементов декора), фасады здания дошли до нынешних времён в практически неизменном виде. Здание Акционерного общества Одесского частного ломбарда можно назвать одним из ключевых в раннем творчестве В. И. Прохаски, наряду с домами Ксида и Ближенского. Эти изысканные здания, несомненно, роднит одна общая черта — виртуозное смешение ренессанса и модерна, ставшее, впоследствии, настоящей «визитной карточкой» архитектора и элементом его неповторимого почерка.



Использованная литература и архивы
— «Зодчие Одессы». В. Пилявский
— «Архитектура Одессы. Стиль и время». В. Пилявский
— «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский
— Статья о здании в блоге Antique
— Статья об истории ломбардов Одессы Александр Юрьев
— «Одесса: Архитектурно-исторический очерк». Изд. 2-е. 1984. В. И. Тимофеенко

Авторы
Александр Левицкий, арт-директор, редактор и колорист
Дмитрий Шаматажи, фотограф и составитель




Статья на сайте «Бунина, 12. Здание Акционерного общества Одесского частного ломбарда».
Tags: архитектура, архитектура Одессы, архитектурная фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments