alexlevitsky (alexlevitsky) wrote,
alexlevitsky
alexlevitsky

Архитектура Одессы. Большая Арнаутская, 12. Внутридворовой флигель А. и М. Пансиери

На Большой Арнаутской, под нынешним номером 12, возвышается один из малоизвестных домов авторства архитектора А. Б. Минкуса. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд посредственность, он тем не менее представляет собой интересный образец раннего рационального модерна.

Тип здания: внутридворовой жилой флигель
Стиль: рациональный модерн
Архитектор: А. Б. Минкус
Дата строительства: 1908
Статус: памятник архитектуры местного значения (?)


Фасад
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.

Незаметный со стороны улицы, трёхэтажный доходный флигель, который (согласно данным В. А. Пилявского) был построен для некоего Сербулова в 1906–1908-х гг, относится к сооружениям среднего качества.



Однако данные в вышеупомянутом справочнике, касающиеся участка номер 12, неточны. Следует заметить, что в справочнике «Вся Одесса» на 1910-й год указаны совсем другие владельцы — А. и М. Пансиери, что, возможно, связано с тем, что в книгу Пилявского прокралась очередная ошибка, в частности и касательно того, что Сербулову принадлежат дома № 12, № 14, № 16. Однако в справочнике «Вся Одесса» на 1899-й год, владельцами упомянутых участков указаны наследники Пансиери, С. и Я. Михелевич и Тепер соответственно, а в 1910-х участки числятся за ними же. Возвращаясь же к дому № 12, стоит отметить, что авторство, указанное Пилявским не подлежит сомнению.

Спроектированный А. Б. Минкусом флигель возведён в левой части участка: тыльной стороной он прилегает к брандмауэру соседнего дома № 14. Из всех построек числящихся под номером 12, наиболее значительная — именно доходный флигель. К тому же он носит статус памятника архитектуры местного значения, в то время как остальная застройка является фоновой и не представляет собой никакой ценности.

Главный дом, фасадом выходящий на красную линию улицы — одноэтажный, а правый флигель — галерейный, к тому же за долгие годы своего существования почти полностью лишившийся элементов аутентичного убранства, а с лицевой стороны полностью перестроенный во второй половине 2000-х. Возможно, эти безстилевые дома относятся ещё к первой половине ХIХ в., но за отсутствием стиля, очень трудно хотя бы приблизительно их датировать.

Левосторонний же доходный флигель несомненно интересен с архитектурной точки зрения, его проектом Минкус в очередной раз доказал, что и внутридворовые дома способны нести в себе элемент эстетизма.

Как и подобает зданиям, выполненным в стиле рационального модерна, дом полностью лишён лепного декора.

Фасад покрыт фактурной штукатуркой «под шубу» и лентами руста. Парадный подъезд расположен в центре протяжённого, шириной в 13 оконных осей симметричного фасада и представлен в качестве ключевого элемента композиции, усиленного двумя пилонами с закругленными углами. По пластике они имеют немало общего с египетской архитектурой и, совместно с тёмной штукатуркой, образуют строгий монументальный вид.

Флигель имеет три этажа и предположительно был рассчитан на шесть квартир, по две на каждом этаже.

Убранство парадного подъезда хорошо гармонирует со стилем фасада, такая же фактура «под шубу», на полметра в высоту, покрывает нижнюю часть стен; перила геометрического рисунка представляют собой слегка усложнённую версию перил в более поздних, конструктивистских домах.

Подъезд
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.
Перила

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.
Перила

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.
Перила

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.
Крепление перил к полу в виде звериной лапы (мотив, распространенный в 1910-х годах)

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.
Общий вид лестничной клетки

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.
Отделка нижней части стены

Полы лестничных площадок покрыты простым белым кафелем (частично утрачен), а ступени выполнены из мрамора.

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.
Кафель

Подъезд достаточно просторен, имеет прекрасную инсоляцию и освещается большими витражными окнами (к сожалению, ныне лишившимися аутентичного остекления).

Окна
Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.
Окно площадки между первым и вторым этажами

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.
Окно площадки между первым и вторым этажами (вид снаружи)

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.
Окно площадки между вторым и третьим этажами

В обоих концах флигеля устроены просторные, что встречается редко, служебные подъезды с металлическими лестницами, скорее всего не являющимися оригинальными, установленными при строительстве.

Архитектура Одессы. История Одессы. Туризм в Одессе.
Техническая лестница

Если анализировать черты здания в целом, и в особенности строгие геометрические переплёты окон подъезда, можно предположить, что дом строился несколько позднее официальной даты постройки. Геометрия в узорах, декоре и отделке, начала массово использоваться архитекторами в 1910-х годах, а в сооружениях А. Б. Минкуса 1900-х годов преобладали исторические стилизации, исчезнувшие из его проектов относительно поздно.

Использованная литература и архивы
— «Зодчие Одессы». В. Пилявский
— «Архитектура Одессы. Стиль и время». В. Пилявский
— «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский
— Статья о доме в блоге Antique

Авторы
— <a href="http://archodessa.com/authors/levitsky/index.html"> Александр Левицкий</a>, арт-директор, редактор и колорист
— <a href="http://archodessa.com/authors/shamatazhi/index.html"> Дмитрий Шаматажи</a>, фотограф и составитель
— Олег Крепосняк, составитель и редактор



Статья на сайте «Большая Арнаутская, 12. Внутридворовой флигель А. и М. Пансиери».
Tags: архитектура Одессы, архитектурная фотография, фотография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments